On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 4
Зарегистрирован: 16.08.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.08.08 11:55. Заголовок: ПЕРВАЯ ПЬЕСА ДЛЯ ТЕАТРА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ БЫЛА НАПИСАНА ЛЮТЕРАНСКИМ ПАСТОРОМ


Евангелическо-Лютеранская церковь Аугсбургского исповедания готовит к печати текст ПЕРВОЙ ПЬЕССЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, написанной ЛЮТЕРАНСКИМ ПАСТОРОМ

«АРТАКСЕРКСОВО ДЕЙСТВО» 1672 г.

Первая пьеса русского театра Иоганн Готтфрид Грегори

“КОРОЛЕВА ВИТТЕНБЕРГА”

2001 г. Татьяна Пудова

Только та пьеса, что несет людям свет веры и добра, может рассчитывать на то, что Господь смотрит и Ему нравится то, что происходит на сцене. Закончится спектакль, разберут декорации, люди разойдутся по домам, но какая-то часть этой веры и этого добра все равно останется с ними. К числу таких пьес по справедливости можно отнести и пьесу “Артаксерксово действо”, вошедшую в настоящий сборник.

17 октября 1672 г. в подмосковном селе Преображенское, в только что отстроенной «Комедийной хоромине» играли пьесу по сюжету библейской “Книги Есфири”, поставленную по специальному указу царя Алексея Михайловича. Рассказ о царице Есфири, ее воспитателе Мардохее, гордом военачальнике Амане и персидском царе Артаксерксе был очень популярен в Московии 70-х гг. XVII века. По данным И.М.Кудрявцева, уже с XV века эта книга стала распространяться в составе Библии, переведенной на церковно-славянский язык. Сюжет “Книги Эсфири” бытовал в Московии и в виде иллюстраций, представленных, в частности, в Библии, изданной в 1519 г. Франциском Скориной, а также в Библии Пискатора (в первых ее изданиях). Однако не факт популярности обыгрываемой библейской темы стал причиной нашего особого интереса к данной пьесе, а тот факт, что “Артаксерксово действо” стало первой пьесой русского театра.

В истории России ХVII век был богат на экономические, политические, культурные события. К числу последних смело можно отнести постановку первой театральной пьесы, идея которой возникла впервые в Посольском Приказе, который во времена царя Алексея Михайловича играл роль своеобразного культурного центра. Служащие Посольского Приказа, неоднократно выезжавшие в Европу по государственным делам, знакомились там с европейской культурой и стремились переносить лучшие ее достижения на российскую почву. Посольский Приказ сыграл значительную роль и в деле создания московского придворного театра, подобного европейским, а его глава - Артамон Матвеев - был главным организатором и вдохновителем этого театра. Замыслы Матвеева нашли полную поддержку у царя Алексея Михайловича. Падкий на всякого рода увеселительные зрелища царь тем охотнее решился на организацию театральных представлений, поскольку оно, по его задумке, могло стать удачной составной частью ожидавшихся при дворе торжеств по случаю рождения у царицы Натальи Кирилловны первенца, будущего Петра I.

Но требовались мастера нового театрального дела, требовавшего известного умения. Вначале всех специалистов для осуществления постановки было решено выписать из-за границы, но, учитывая скорое появление на свет наследника престола, решили начать работы незамедлительно и привлечь к ним добросовестных мастеров, различных по квалификации, проживавших в Немецкой слободе.

Одним из наиболее литературно образованных жителей Немецкой слободы в московском Посольском Приказе, и лично у Матвеева, считался пастор Лютеранской Церкви Иоганн Готтфрид Грегори, который принял активное участие в подготовке спектакля. Можно предположить, что он был известен и самому царю. Грегори приехал в Россию в 1658 г. В Москве он служил сначала учителем школы при одной из Лютеранских Церквей, где ему покровительствовал генерал Бауманн, а затем, после обучения в Германии, вторым пастором в Церкви, называемой “офицерской киркой”, и руководителем школы при ней.

4 июля 1672 г. был объявлен царский указ: “... иноземцу Ягану Готфриду учинити комедию, а на комедии действовати из Библии «Книгу Есфирь» и для того действа устроитъ хоромину вновь…” Выбор устроителя “действа” был отнюдь не случаен. В ведении Грегори находилась школа, ученики которой могли составить основной костяк актеров. Кроме того, выбор пьесы хорошо сочетался с участием в ее постановке лица духовного.

Из государственной казны были выделены значительные средства на строительство театра. Все подготовительные работы велись под неусыпным наблюдением Матвеева. Строили плотники-стрельцы. Ответственным за здание и за весь реквизит был назначен сотник Данила Коблин. Пастор Грегори написал пьесу на немецком языке, дьяки Посольского приказа перевели ее на русский. Росписью декораций руководил художник из Немецкой слободы Петер Энглес, изготовлением и организацией “музыкального сопровождения” занимались также немцы. В постановке в числе актеров были задействованы и ученики школы, которой руководил пастор Грегори, поэтому “Артаксерксово действо” - это не только первый театральный опыт в России. Этот спектакль по праву можно назвать также одним из первых опытов немецко-русского культурного сотрудничества, в котором Лютеранская Церковь оказалась на высоте.

Хотя пьеса шла на немецком языке (так как все актеры были немцами) с “синхронным переводом”, осуществляемым толмачем Посольского приказа, царю она до такой степени понравилась, что он смотрел спектакль в продолжение целых десяти часов (именно столько времени шла пьеса в её первоначальной постановке), не вставая с места. Понравилась пьеса и царице, и придворным. Постановщики спектакля сумели впервые в истории России на деле доказать, что задача театра - отнюдь не развлечение публики грубыми остротами, как это делали ранее скоморохи. Театр призван воспитывать людей, делать их возвышенней и благородней. Осуществить же это лучше всего, как считал пастор Грегори, с помощью примеров из Священного писания.

По данным историков, вслед за “Артаксерксовым действом”, которое затем неоднократно, по желанию царя, повторялось, актеры Иоганна Грегори осуществили еще три удачные постановки по библейским сюжетам. И хотя театр и театральная школа в селе Преображенское просуществовали всего три года, прекратив свою деятельность после смерти пастора Грегори, однако он сумел прижиться в русской земле. После восхождения Петра I на царский престол театральная жизнь в Москве возобновилась, чтобы уже никогда не прекращаться.

До 50-х годов ХХ столетия пьеса “Артаксерксово действо” считалась безвозвратно утерянной. Однако в 1954 году в печати появились сведения о двух дошедших до нас списках этого произведения. Оказалось, что они удачно дополняют друг друга: список из собрания Вологодской библиотеки и список из Лионской городской библиотеки (Франция). В издательстве академии наук СССР, в 1957 г., под редакцией И.М.Кудрявцева был издан полный текст пьесы на древнерусском языке.

Именно это издание в 1999 г. привлекло внимание Пудова Владимира Сергеевича, члена московской общины Евангелическо-Лютеранской Церкви. Заинтересовавшись идеей этой пьесы и ее автором – пастором Иоганном Грегори, он предложил Консистории Евангелическо-Лютеранской Церкви в России осуществить постановку этой пьесы. Консистория одобрила это предложение, выделила необходимые средства и поручила В.С.Пудову заняться этим вопросом. Сразу стало ясно, что пьесу нужно перевести на современный русский язык, сохранив вместе с тем старинный колорит и, кроме того, существенно сократить ее, не нарушив ее сюжетной сценической целостности, динамичности и лиричности. Новый, осовремененный вариант пьесы “Артаксерксово действо” был включен в программу празднования 2000-летия христианства, и 31 января 2000г. она с успехом прошла в московском театре им. Моссовета в замечательной постановке Русского драматического театра им. Станиславского г.Еревана (режиссера А.Григоряна). Жизнь еще раз наглядно подтвердила правоту пастора Грегори, горячо убежденного в том, что Священное писание можно проповедовать не только в Церкви, но и в театре.

Вторая пьеса, которую мы включили в настоящий сборник - “Королева Виттенберга” - посвящена теме великой Реформации и рассказывает о женщине-лютеранке, Катарине фон Бора, и ее браке с выдающимся основоположником протестантизма Мартином Лютером.

Вся жизнь Мартина Лютера была поставлена на службу его главному делу – Реформации, преданность которой сделала этого человека популярнейшей личностью в Германии. 31 октября 1517 года, в канун дня Всех Святых, того самого дня, когда правящий в то время Фридрих Мудрый традиционно выставлял в Церкви в Виттенберге свою коллекцию священных реликвий для всеобщего обозрения паломников, Лютер прибил на двери этой Церкви 95 тезисов против учения о спасении заслугами святых, о чистилище, посреднической роли духовенства. В них Лютер опроверг папскую власть, противопоставив авторитету иерархии Священное Писание и учение о том, что каждый христианин может спастись только верой в искупительную жертву Христа. Делая это, Лютер тогда он еще не мог себе представить, что его поступок буквально взорвет целый мир. Но именно так и произошло. Ибо выдвинутые им положения вели к полному отказу от католической Церкви и замене ее более простой евангелической Церковью. В течение нескольких дней Мартин Лютер стал самым известным человеком в стране и самым страшным еретиком в глазах католического мира. Враги прозвали его “диким кабаном из Виттенберга”.

И с этим человеком связала свою жизнь Катарина фон Бора, маленькая, энергичная, не менее честолюбивая в своих жизненных устремлениях, чем ее популярный муж, женщина, которая и сегодня является для многих образцом стойкости духа, веры и неугасаемого оптимизма. Интерес к ней объясняется прежде всего тем, что она была не просто и не только самой известной женой пастора того времени, но, прежде всего, верной спутницей жизни и помощницей великому “отцу” Реформации.

О Катарине фон Бора известно, что родилась она 29 января 1499 года, в обедневшей дворянской семье. Ее отец, испытывающий серьезные финансовые затруднения, не мог позволить себе растить дочь в собственном доме. Она была пятым ребенком в семье. Поэтому уже с пяти лет Катарина воспитывалась при бенедиктинском монастыре в качестве пансионерки. Мать Катарины умерла, когда девочке еще не исполнилось и шести. Отец почти сразу же женился вторично, и это, вероятно, во многом предопределило всю последующую жизнь Катарины. По ее словам, мачеха стремилась избавиться от лишнего рта и потому противилась возвращению падчерицы в родной дом. Поэтому в 1508-1509 годах отец отправил дочь в монастырь цистерцианок Мариентрон, в Нимбшене. Здесь она должна была остаться навсегда, теперь уже в качестве монахини. Выбор монастыря был скорее всего не случаен. Его аббатисой была тетя Катарины, родная сестра ее покойной матери, в миру Маргарита фон Хаубитц. Таким образом, хотя десятилетняя девочка и лишилась дома, но не была совсем оторвана от своей родни. Кроме того, этот монастырь был весьма привилегированным. В него принимали только девушек из саксонских дворянских семей. Послушниц не загружали тяжелой физической работой, все свое время они проводили в молитвах, занимались вязанием, легкой работой в саду, т.е. находились в довольно благоприятных условиях. Большой привилегией для молодой девушки 16-го века стало и образование, которое получила Катарина при монастыре. Она научилась читать, писать, знала латынь. Ее кругозор был не уже, а, пожалуй, даже шире, чем у девушек ее возраста и положения, живших в миру, вместе с родителями.

Монашеская жизнь угнетала Катарину. Хотя она и приняла в 1515 году монашеские обеты, но вряд ли ее выбор можно было назвать сознательным, так как он был сделан в очень молодом возрасте (ей едва исполнилось шестнадцать лет!) и исключительно под давлением семьи. Жизнь Катарины протекала по строгому распорядку, принятому в монастыре. Но что это была за жизнь? День был похож на день, год на год. А молодая Катарина мечтала сделать свою жизнь полезной, и высокие стены монастыря отнюдь не способствовали осуществлению ее мечтаний. Под влиянием Реформации, которая проникла, в виде сочинений Мартина Лютера, в монастырь Мариентрон, Катарина после некоторых колебаний решается на побег. В пасхальную ночь с 6 на 7 апреля 1523 года она, вместе с другими одиннадцатью молодыми монашенками, бежит из монастыря. В те годы это было очень рискованное и опасное предприятие. Как по церковным, так и по светским законам за побег из монастыря грозила смертная казнь. Но бегство было очень хорошо спланировано и организовано. Под руководством самого Мартина Лютера и при помощи его последователя, Леонарда Коппе, советника из Торгау, монахини благополучно достигли Виттенберга, где и нашли убежище и защиту на первое время. Часть из них сразу вернулась в семьи, остальным Лютер помог выйти замуж, а на одной из них, Катарине фон Бора, в 1525 году женился сам.

Союз бывшего монаха и бывшей монахини привлек к себе огромное внимание во всей Германии и вызвал небывалую реакцию как среди последователей Лютера, так и среди его противников. Казалось, не было человека, который не высказал тогда свое отношение к этому событию. На Мартина Лютера обрушилась лавина обвинений и самых невероятных сплетен. Удары сыпались со всех сторон, требуя отпора. “Сколь бы незначительной и ничтожной не была моя женитьба, я все же надеюсь, что Ангелы встретили ее с улыбкой, а все дьяволы зарыдали. Однако мир и умные люди не считают ее благочестивым и святым Божественным делом и выдают ее за что-то безбожное и дьявольское. Поэтому пусть мой брак предаст проклятию и поношению их суждения, так как они закоснели в своем незнании Бога”, - писал Лютер.

Гнездо семейного счастья им пришлось вить в том самом монастыре, ныне отчужденном от католической Церкви, где в былые годы Лютер-монах проводил дни в молитвах и покаянии. Здесь они и прожили вместе почти двадцать один год, вместе переживая радости и горести, успехи и поражения. У них родились трое сыновей и три дочери, из которых двое умерли еще в детском возрасте. Катарине пришлось взвалить на свои хрупкие плечи всю заботу о муже и о детях, а также о многочисленных родственниках, гостях, преподавателях, студентах, постоянно проживавших в их доме. В отличие от своего болезненного мужа Катарина отличалась завидным здоровьем и энергией, что и дало ей возможность, помимо всего прочего, еще и содержать небольшое хозяйство – сад, огород, свиней и птицу, которые и служили основным источником пропитания многочисленной семьи. Несомненно, что Лютер, для которого об участии женщины в общественной жизни не могло быть и речи, очень высоко оценивал ведущую роль Катарины в хозяйственных делах и искренне восхищался ее сноровке и трудолюбию. Во многом благодаря заботам Катарины Лютер даже в периоды жесточайшей депрессии, которые угрожали его психическому и физическому здоровью, продолжал до конца своих дней работать над своими сочинениями. Именно в этом Катарина видела свое основное, ниспосланное ей Богом предназначение. И никакие трудности не могли остановить эту маленькую женщину. А их было немало.

Реформация, получив от Лютера мощный толчок, продолжала набирать свою силу уже даже без его участия. По характеру Мартин Лютер не был борцом, и свалившаяся на него популярность, равно как и ненависть, оказались для него неожиданными и пугающими. Взорванный им мир неожиданно обрушился на него разлетающимися во все стороны осколками. Много сил отнимала необходимость постоянно вести полемику с оппонентами – католической Церковью и теми его последователями, которые считали многие воззрения Лютера чересчур умеренными и ратовали за радикальные перемены. А между тем противостояние нового протестантского и старого католического миров все углублялось. Поскольку это противостояние неизбежно перешло в ведение государственной власти, к решению вопросов религии привлекались вначале дипломатические, а затем и военные методы. Интересы обеих сторон настолько противоречили друг другу, что находить компромиссы становилось все труднее. При этом положение протестантов осложнялось тем, что католические князья имели серьезный перевес в силах за счет поддержки облеченного властью императора-католика Карла V. 20 июня 1530 г., в Аугсбурге, по требованию императора состоялось заседание рейхстага, на котором протестанты представили свое программное заявление, получившее название “Аугсбургское вероисповедание”. В ответ император категорически потребовал от протестантов вернуться (дав им срок до 15 апреля следующего года) в лоно святой Церкви, в обратном случае угрожая им обвинением в ереси. Протестанты, потеряв надежду на достижение компромисса, стали потихоньку готовиться к вооруженному сопротивлению. На первый план вышел вопрос об объединении сил протестантских земель. 29 марта 1531 г., в укрепленном городе Шмалькальден (земля Гессен), сторонники Аугсбургского вероисповедания подписали договор об образовании оборонительного союза – так называемой Шмалькальдской Лиги - сроком на шесть лет. И тем не менее будущее не казалось Лютеру радужным. Лишь явная внешняя угроза Германии со стороны турков сдерживала какое-то время замыслы императора о выступлении против протестантов единым католическим фронтом, оттягивая последнее, решающее сражение. Нервозность Лютера все нарастала, приводя к ухудшению его самочувствия и обострению болезней. Катарина всеми силами старалась поддерживать мужа, горячо болея за его дела и здоровье.

Они прожили вместе почти двадцать один год. После смерти Лютера, 16 февраля 1546 г., Катарина с детьми осталась в Виттенберге, в Черном монастыре, продолжая усердно трудиться. И ей казалось, что все обстоит вполне хорошо. Однако до Виттенберга все чаще стали доходить слухи о приближающихся военных действиях против протестантов и непосредственной угрозе Виттенбергу как “гнезду еретичества”. Катарина была вынуждена бежать из города на юг страны, более всего опасаясь за то, что, если Виттенберг падет, останки Лютера подвергнутся осквернению. Но, к счастью, все обошлось.

Шмалькальдская Лига была разгромлена, войска императора вошли в Виттенберг. По одной из версий очевидцев тех событий, Герцог Альба, горячий ненавистник протестантов, поклялся, что откопает останки Лютера, сожжет их и пепел выбросит в Эльбу. И он сделал бы это, если бы ему не помешал художник, Лукас Кранах, один из последователей Лютера. Он не уехал из Виттенберга и выжил только благодаря Божьему провидению. Когда император расположился лагерем в городе, художник сумел добиться у него аудиенции.

“Я – Лукас Кранах. Когда-то, когда вы еще были юношей, я писал ваш портрет”. – обратился он к императору. – “Помните ли вы меня?”

После небольшого колебания император ответил: “Да, помню и хорошо помню портрет. Он один из моих любимых”.

“А помните ли вы, какое обещание дали мне тогда?” – спросил Кранах.

“Помню, я пообещал Вам, когда стану императором, выполнить любую вашу просьбу. У вас она есть?”

“Да. Пощадите останки доктора Лютера”.

Император опешил, однако, после короткого раздумья, ответил: “Хорошо. Но в добавление к этому я хочу, чтобы в истории запомнили, что я вел борьбу только с живыми, но не с мертвыми. Кости Лютера, хотя он и был диким кабаном, останутся нетронутыми. Я выполню свое обещение”.

Это известие Катарина получила позже от одного проезжего купца и, уверившись в возможности безопасно вернуться домой, сразу же отправилась в обратный путь. Дома ее встретил полный разгром, учиненный солдатами-католиками. Не пощадили ничего, удовлетворив свою ярость тем, что уничтожили дом главного еретика. Но могила Лютера действительно оказалась нетронута. Семейству Лютеров пришлось начинать все сначала. А жизнь шла своим чередом. И, хотя преследование протестантов продолжалось, продолжалась и работа Реформации. Проходило рукоположение пасторов, издавались книги Лютера, лютеранские Церкви были переполнены.

Что же касается Катарины, то она умерла в декабре 1552 г., в результате несчастного случая, не дожив до своего 54-летия всего один месяц, и была похоронена в Торгау.

Создавая эту пьесу, нам хотелось представить максимально реалистический образ этой удивительной женщины со всеми ее переживаниями, размышлениями, страхами, сомнениями, радостями и горестями, через которые, как через призму, и проявлялась ее личность. В написании пьесы использовались роман Ч.Людвига “Королева Реформации”, биографические очерки Г.Фауселя, И.Гобри, М. Троя и переписка Мартина Лютера. Надеемся, что эта пьеса поможет читателю лучше узнать личную сторону жизни Мартина Лютера и познакомиться с самой известной женщиной немецкой Реформации, интерес к которой не угасает и сегодня, по прошествии стольких столетий. Это доказывает и тот факт, что в 1999 году, в Германии широко отпраздновали 500-летний юбилей со дня рождения Катарины фон Бора.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет